Вы, конечно же не раз задавались вопросом, почему ваш дом не имеет той гармонии, которую вы видите в журналах и передачах о ремонте и дизайне, несмотря на то, что он украшен по последним тенденциям в интерьерной моде. Вы потратились на подушки и покрывала, новые шторы — все по последнему писку моды, вы потратили деньги на этот мягкий диван, который вам так понравился, и вы покрасили стены в цвет, выбранный Pantone цветом года 2019.
Типы источников света и их разновидность
ВАЖНО: обратите внимание на правило так называемого квадрата, где уменьшение мощность и влияния света зависит от расстояния от источника до модели. Если отодвинуть на 2 метра, то падение эффективности света увеличивается в 4 раза. В общем расстояние возводим во 2 степень.
Ну это собственно теория и определения. Если погружаться в данную тему, то там «черт ногу сломает». В первую очередь надо начать экспериментировать и потеснить свое оборудование.
СОВЕТ: я лишь хочу посоветовать то оборудования которое мне удалось лично купить и поделиться с вами впечатлениями о стоимости, эффективности и сэкономленных деньгах для работы на своими проектами в будущем. Если совет будет полезен, то я буду очень рад.
Искусство освещения в интерьере
Правильное освещение интерьера сродни высокому искусству, не зря его называют театральным искусством. Дело в том, что театральное действо как раз и заключается в правильном наборе светоподачи, ведь появление света в нужный момент и в нужном месте обеспечивает ту эмоциональную гамму отклика зрителя, на которую рассчитывает режиссер.
Примерно по такому же принципу действует освещение и в жилых помещениях. Правильно созданные световые сцены не только высвечивают различные зоны, но и разграничивают их.
Особенно в использовании художественных возможностей света нуждается современное частное жилье. Таким образом достигается сразу несколько задач. Во-первых, многоплановость света — залог функциональности, а во-вторых, позволяет возместить недостатки, которые неизбежно возникают при естественном освещении.
Как правило, естественное освещение зависит от квартирной планировки, поэтому трудно поддается изменениям. А вот искусственное освещение можно корректировать сколько угодно. Вплоть до того, что установив на потолке большие светильники можно сымитировать солнечный свет или компенсировать его нехватку.
Как правильно организовать освещение на кухне
Времена одной люстры в центре потолка уходят в прошлое. И это не дань моде. В последнее время кухня становится многофункциональной. Ее делят на несколько зон, чтобы было удобно не только готовить вкусную еду и собираться всей семьей за красивым обеденным столом. Но и устраивать неформальные посиделки с друзьями за бокалом чего-нибудь сладенького. Для такого разнопланового помещения одного источника света, конечно же, может не хватить. Поэтому и возникает необходимость организовать освещение на кухне в несколько уровней.
Современное кухонное помещение включает в себя, как минимум, две зоны: рабочую и обеденную. По крайней мере, их удается реализовать даже в самой маленькой кухне. Ну а если позволяет площадь, то часть выделяют под гостиную. Как сделать, чтобы удовлетворить потребности в каждой из зон?
Выполните следующие действия, и вы гарантированно получите достаточное количество света на кухне:
- Спланируйте сначала рабочее освещение, чтобы дать свет там, где это действительно нужно.
- Затем добавьте акцентное освещение для визуального интереса.
- И в последнюю очередь, добавьте общее, чтобы заполнить пространство нужным количеством окружающего света.
Стандартные схемы света [ править | править код]
Трёхточечный свет Стандартная схема из трёх источников: рисующий с контровым, например, слева, и заполняющий справа.Четырёхточечный свет Трёхточечная + фоновый источник.Силуэтный свет Несколько фонарей, освещающих фон. Для съёмки хорошего силуэта нужна большая студия с бесшовным фоном.
Естественный свет в дизайне интерьеров
Инсоляция — это облучение поверхности солнечным светом. Это облучение очень важно для человека.
С точки зрения гигиены солнечные лучи дезинфицируют помещение. Также они очень благотворно влияют на здоровье человека: мобилизуют именную систему, влияют на выделение витамина D, регулируется биологические ритмы и многое другое.
По этим же причинам в строительных нормах прописано, что в квартиру обязательно должен попадать солнечный свет несколько часов в день.
Вас может также заинтересовать информация об экологичном дизайне интерьеров.
Как же лучше располагать помещения и зоны в зависимости от естественного света?
Ну, во-первых, естественный свет должен попадать в каждое помещение, где проводит время человек. По возможности даже в коридоры и санузлы. Плюс это еще и существенно экономит электроэнергию.
Что же делать, если необходимо сделать две комнаты, а окно одно? В этом вам поможет стеклянная перегородка. А чтобы сделать пространство приватным на нее вы можете повесить шторку.
Спальную комнату лучше располагать на юго-востоке, чтобы солнышко будило вас каждое утро и придавало заряд бодрости на целый день. Подумайте, как приятно просыпаться, нежась в солнечных лучах. Но помните, что летом оно может не дать вам выспаться, поэтому обязательно предусмотрите шторы с полным затемнением или жалюзи.
Рабочий стол, столик для make-up лучше располагать у окна в идеале слева (если вы правша) или перед окном, чтобы рука не давала тень, когда вы пишете или краситесь. Тоже самое с зоной для глажки.
Телевизор лучше не ставить напротив окна, потому что днем он будет давать блики. Если вы хотите сделать домашний кинотеатр, то необходимо предусмотреть полное затемнение в помещении.
Мойка у окна — отличный вариант, т.к. все хорошо видно и хозяйки намного интереснее мыть посуду, смотря в окно, но, к сожалению, в России это встретишь не часто, но стереотипы рушатся.
Если у человека слабое зрение, то, чем больше дневного освещения, тем ему лучше. Ему будет хорошо видно предметы, и зрение не будет портиться.
Также светлые стены лучше отражают свет, поэтому в северных странах так любят светлые тона. Более подробно как располагать помещения по сторонам света смотрите на картинке ниже.
Но необходимо помнить, что летом на солнечной стороне помещения могут превратиться в печь. Поэтому необходимо предусмотреть кондиционеры, жалюзи, тюль или шторы, чтобы не было перегрева.
Надеюсь, эта статья была вам полезна.
Алексей Иванов
архитектор-дизайнер и соруководитель мастерской
видеоуроков по схемам света
Наши друзья из проекта «Постановочное освещение» сняли интересную серию видеоуроков с теорией и практикой работы со светом.
1. Рисующий свет
Буквальный перевод слова «фотография» — «рисование светом». Поэтому красивый свет является основой удачного снимка.
Рисующий свет, его еще называют key light, что в переводе с английского языка означает ключевой свет, является основным источником освещения в схеме постановки света.
Именно он рисует основные объемы, форму и фактуру объекта. В качестве рисующего классически используют боковой свет поднятый выше объекта освещения.
2. Выравнивающий и заполняющий света
Выравнивающий свет освещает теневые части объекта съемки и никогда не создает теней на участках, освещенных рисующим светом. Ставится с противоположной стороны от рисующего света.
Заполняющий свет используется для равномерного освещения всей сцены. Обычно его используют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре. Ставится заполняющий свет со стороны камеры и как правило выше неё.
И выравнивающее и заполняющее освещение реализуется с помощью рассеивателей, для создания безтеневого рисунка.
3. Контровой, моделирующий и фоновый света
Моделирующий свет применяется для создания подчеркивания бликов или же смягчения отдельных теней на объекте съемки.
Контровой свет создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов (подчеркивание бликов) и художественной подсветки контуров фигуры. Схемы с использованием контрового света – наиболее красивые. Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими красивыми!
Фоновый свет используется для подсветки фона. По причине того, что фон, находясь на расстоянии от модели при использовании, например, одного источника освещения, оказывается затемненным и его обязательно нужно подсвечивать.
4. Эффектный свет
Эффектный свет – это схема, воспроизводящая эффект какого-либо реального источника освещения, например: солнца, неоновой вывески, экрана монитора и т.д.
5. Рембрандтовский свет (треугольник)
Рембрандтовский свет определяется наличием светового треугольника от рисующего света на теневой щеке модели.
Для создания правильной схемы следует убедиться, что в глазу на теневой стороне присутствует блик от источника света, иначе глаза будут «мертвыми», без приятного блеска.
Рембрандтовский свет даёт драматичный рисунок, и создаёт беспокойное настроение портрета. При его создании используется два источника света: рисующий и выравнивающий.
6. Схемы с одним источником света
Считается, что лучшим источником света является естественное освещение, так как само солнце — одиночный источник прекрасно дополненный рассеивателем в виде атмосферы.
В студийных условиях можно легко и бюджетно экспериментировать с одним источником света дополняя его отражателями, рассеивателями и затенителями. А также можно перемещая единственный источник света во время сцены, добиться дополнительных драматических эффектов.
Главный секрет работы с одиночным источником заключается в выделении границы между светом и тенью, которая выразительно подчеркивает контуры.
Следите за новостями!
Группа проекта: _svet
Виды светодиодных подсветок
Для оформления домашних интерьеров используются в основном дюралайты и светодиодные ленты. Дюралайты – полупрозрачные цветные или полностью прозрачные гибкие силиконовые шнуры, заполненные мелкими, в виде гирлянды светодиодными лампочками. Крепить их можно при помощи специальных прозрачных пластиковых скоб. Светодиодные ленты – плоские платы в виде полос, которые, чаще всего, продаются в катушках. Практически все светодиодные ленты на обратной стороне имеют клейкую основу, сделано это для удобства монтажа. Ленты бывают обычные и влагостойкие, они способны менять не только яркость, силу излучаемого света, но и оттенки.
Кроме лент и дюралайтов производители предлагают различные светодиодные приборы, панели и даже стеклоблоки, прозрачные и матовые, со светодиодной подсветкой. Подключить же LED-освещение вовсе не трудно – правда, вместе с лентой придётся купить и специальный блок питания (адаптер).
Критерии выбора осветительных приборов
Хорошие условия для искусственного освещения создаются при комплексном учете трех критериев:
- комфорта;
- безопасности;
- эстетики.
Обеспечение комфорта
Техническими характеристиками светильников по этому показателю являются:
- цветовая температура;
- показатель дискомфорта;
- индекс цветопередачи.
Что такое цветовая температура
Этим показателем характеризуют интенсивность излучения волны света оптического диапазона, зависящую от ее частоты колебаний.
Измеряют в градусах Кельвина.
Показатель дискомфорта
С его помощью оценивают слепящее действие светильника, когда создается блескость, формирующая неприятное восприятие света из-за неравномерного распределения яркостей.
Для выравнивания блескости используют экраны, фильтры, рассеиватели или светильники с отраженным светом.
Индекс цветопередачи
Это показатель соответствия между уровнем восприятия цвета предметов при нормальном, естественном освещении и при использовании конкретного искусственного источника. Он характеризует степень отклонения цветов светильниками от обычного состояния.
Для солнечного спектра принят коэффициент цветопередачи Ra=100. Чем он ниже у светильника, тем больше происходит искажение цвета.
Критерии безопасности
По условиям воздействия на зрение человека они делятся на:
- коэффициент пульсаций;
- уровень освещенности, который мы уже рассмотрели выше.
Что такое коэффициент пульсаций
Рассмотрим на примере работы светодиода, который излучает свет только при соблюдении полярности подключенного напряжения.
Пульсации образуются за счет прохождения тока сменяющегося направления. Таким же эффектом обладают отдельные конструкции люминесцентных ламп.
Законодательство требует использовать в офисных помещениях светильники, создающие пульсации не более 10%. Для жилых помещений и рабочих мест с компьютерной техникой этот показатель жестче — до 5%.
Критерии эстетики
Они влияют на:
- оформление;
- распределение света.
Обычно этими вопросами занимаются дизайнеры и художники-осветители. Домашний мастер вполне может перенять их опыт и сделать расчет средств, посмотрев несколько выставленных в свободный доступ работ.
Светодиодное освещение своими руками
Среди нескольких способов установки ленты наиболее распространенным считается «щадящий» вариант, при котором не предусмотрена переделка уже существующего потолочного перекрытия: крепление на потолочный плинтус. Эта деталь интерьера крепится на расстоянии 0,08 — 0,10 м. от потолка. Можно зафиксировать ленточное освещение на карниз, устанавливаемый специально между первым и вторым уровнем подвесной потолочины.
Этапы установки:
- Начертить схему расположения светильников, расставляя акценты на наиболее ярких деталях интерьера;
- Определив площадь освещения, закупить ленту. При этом следует помнить, что в одной бобине содержится 5 м. эластичного материала. Для комнаты средних размеров достаточно трех таких лент;
- Обработать всю поверхность потолка, зачищая его от пыли. Провести обезжиривание, чтобы обеспечить хорошую адгезию. Потолочина и плинтус: на стыке между ними и будет место монтажа. Излучаемый свет должен как бы просачиваться сквозь неплотную щель.
Варианты установка светодиодной ленты в потолочный плинтус
Установка светодиодной ленты своими руками
Клеится лента не спеша. Разматывая постепенно очередной ее участок длиной не более 50 см., снимают защитную оболочку и сразу же крепят к основанию. Нужно не допускать перегибов и образования углов. В местах обхождения препятствий минимальный радиус кривизны должен быть 0,2 см. Так проходится вся трасса укладки. Блоки бесперебойного питания маскируются в специальных нишах.
Функциональность собранной системы проверяется пробным включением: должны гореть все светодиоды и регулироваться переключение цветов.
Комплект светодиодной ленты
Чтобы подсветка была равномерной, можно приобрести специальный профиль для рассеивания пучков света, который изготавливается из пластика или алюминия. Найти такой профиль можно в любом магазине специализирующимся на продажах осветительных приборов.
На сегодняшний день в продаже имеются врезные профиля (для скрытого монтажа) и накладные (для обычного монтажа), имеющие круглое либо прямоугольное сечение.
Варианты скрытого размещения светодиодной ленты
Также существуют светодиодные ленты рассчитанные на непосредственное подключение к сети 220 Вольт. Это позволяет сэкономить на покупке блока питания, преобразовывающий переменное входное напряжение в постоянное.
Помимо того данный вид освещения дает возможность существенно сэкономить на электричестве, так как при равнозначном освещении комнаты оно потребляет гораздо меньше электрической энергии.
Освещение потолка в комбинации с точечными светильниками выглядит поистине волшебно
С помощью светодиодной ленты можно добиться эффекта так называемого парящего потолка
Светильники со светодиодами
Вариации на тему освещения light-emitting diode (светильники со светодиодами) актуален в небольших по размеру темных комнатах. Разнообразие вариантов осветительной арматуры поможет без труда выбрать эксклюзивную модель. Секрет скрытого крепления заключается в наличии «ушек», регулируемого профильного кольца на платформе, подвижных пружин. «Ушки» работают на распор при попытке соединить их вместе.
Монтируются такие светильники также достаточно просто. Достаточно обладать минимальными навыками работы с электроприборами и инструментом.
Современные светодиодные светильники смогут удовлетворить вкус даже самого капризного покупателя
Необходимый перечень работ:
- Вначале выполняют подводку электропитания и проделку отверстий. Размер корпуса светильника варьируется в зависимости от диаметра и мощности лампочек;
- Когда, слегка надавливая, «ушки» вставляют, пружинное кольцо расправляется и фиксируется в канавке корпуса;
- Сам осветительный элемент вставляется в корпус и фиксируется разжимной пружиной. «Ушки», соединенные вместе, удерживаются пальцами;
- Как только попадают в отверстие, освободившись от зажима, расправляются и удерживают арматуру светильника;
- Через зафиксированный корпус продевают провод. Он с помощью клеммной колодки крепится к патрону, который накручивается на цоколь лампы.
Чтобы осветительная арматура прочно держалась на своем месте, в потолке дрелью выполняется отверстие диаметром, чуть меньшим, чем внешний диаметр фланца корпуса.
Красивый интерьер ванной комнаты с продуманным освещением
Неоновая подсветка, навеивающая стиль морской тематики, станет отличным дополнением в интерьера ванной комнаты
Безупречный и стильный дизайн ванной комнаты
Светильники-споты для комнаты
Точечное распределение по всему периметру гипсокартонного или навесного потолка маломощных и небольших по размеру источников света обеспечивает общее равномерное освещение. Так называемые споты компактно размещаются согласно выбранной схеме с шагом не более 100 см. между собой и на расстоянии 0,6 м. от стены.
Если основанием для светильников служит пластик или алюминиевая полоса, то в целях защиты от перегрева используются термостойкие вставки. Обустроить в собственном доме или квартире оригинальную потолочную подсветку не составит труда. Нужно только следовать инструкции по установке и подключению этих оригинальных источников освещения. При этом не стоит экономить на качестве. Только сертифицированный товар даст ожидаемый результат.
Только качественные светодиодные лампы смогут гарантировать вам качество, надежность и долговечность своей работы
Хорошее освещение на кухне является не только показателем качественного интерьера, но и способствует хорошему настроению
Надеемся, что данная статья станет для вас хорошим подспорьем при выборе светодиодных ламп и светильников для вашего интерьера. Светодиодное освещение сегодня уверенно лидирует практически во всех сферах промышленности, занимая лидирующие позиции на рынке и оставляя далеко позади другие источники света.
Освещение в гостиной
Например, в гостиной, которая, как правило, является наиболее естественно освещенным местом, с большими окнами, балконами или террасами — было бы идеально усилить эту четкость с помощью нескольких точек света в стратегических местах; таким образом, окружающий свет позади или над телевизором был бы идеальным для противодействия интенсивности света, исходящей от экрана; и еще один более функциональный на столике, рядом с диваном или креслом, и это будет идеально подходить для чтения литературы. Металлизированные гибкие плафоны на мраморной подставке могут быть хорошим выбором в этом сезоне. В 2020 также торжествуют сферические формы и керамические основания.
Формы – осветительных приборов
Если говорить о форме осветительных приборов, то она чаще всего определяется типом источника света. Всем известно, что лампы накаливания позволяют выбрать самые разнообразные формы светильников, а для люминесцентных ламп выпускают длинные, или реже круглые формы осветительных приборов. Разберемся сами. Если вы не имеете возможности оплатить услуги своего дизайнера, или горите желанием самостоятельно разобраться, как можно грамотно сделать освещение в своей квартире, можете обратиться к крупным производителям или поставщикам осветительного оборудования. Они с удовольствием дадут бесплатную консультацию своему покупателю. Вам помогут в подборе любого оборудования и ламп для решения ваших задач. Основные типы светильников.
Свет под углом в градусов
Как следует из названия, это ситуация, когда свет идет под углом 45 градусов от носа вашего объекта. Это чрезвычайно популярная установка освещения в портретной фотографии, которую иногда называют освещением Рембрандта. Она может быть легко достигнута с помощью бокового света, исходящего от восходящего или заходящего солнца, или путем размещения объекта под углом 45 градусов к окну.
Плюсы: в этой настройке освещения вы заметите, как свет постепенно освещает лицо вашего объекта. В нашем двухмерном художественном мире, создание постепенной тени, обычно означают глубину и объем. Вот почему эта установка так привлекательна в глазах большинства зрителей.
Минусы: драматический эффект затенения частей лица субъекта может не подходить для вашей визуальной истории.
Анастасия Приходько Светодизайнер, основатель проекта «Лаборатория Света», доцент МАрхИ
«В России есть основной документ – , это актуализированная версия СНиП 23–05–95, выпущенного впервые в 1995 году (при этом, в актуализированной версии цифры в разделах «Классификация и нормируемые показатели для пешеходных пространств» и «Нормы наружного освещения городских объектов» почти не отличаются). То есть почти 25 лет назад. Светодиодного освещения тогда еще не существовало.
На что тогда опираться и где брать нормы? Нужно, чтобы кто-то замерял реальную яркость в городском освещении и изучал влияние различных источников света на людей. Сейчас этим, как правило, занимаются только энтузиасты.
Я защищала кандидатскую диссертацию в Московском архитектурном институте на тему: «Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов». Труд был о связи архитектурной формы и освещения, о том, как выразить тектонику здания светом и какое впечатление это производит на конечного зрителя. Для решения этих вопросов я не сидела в библиотеке — там ответов не было. Пришлось провести множество экспериментов: я бегала по ночной Москве с яркомером, замеряя и анализируя яркости исторических объектов (монастырей, театров, усадеб), клеила макеты, освещала их различным образом, и зазывала людей оценить результат, а потом вновь снимала яркостные показатели, делала специальные анкеты-опросники совместно с психологом из РГГУ. В экспериментах приняло участие более 230 человек. Результат — свой выработанный и проверенный подход к освещению исторических зданий и общественных пространств, навык построения эксперимента и очень важное понимание, что ты в своих суждениях и решениях можешь ошибаться, вернее, что они могут устаревать и поэтому всегда стоит держать «руку на пульсе».
Практикум «Лаборатории света»
Недавно я провела новое исследование и подробно расскажу о результатах на Interlight Design Academy в Москве. Мы обратили внимание, что взрослые люди и дети школьного возраста реагируют на световые сценарии по-разному. Вот за этими различиями мы и следили, пытаясь выявить причины и закономерности. А главное — переложить свои находки в рекомендации для проектирования освещения детских пространств. Сейчас очень много сделано для развития детских зон: необычные игровые площадки, специальная мебель, планировки детских комнат, учитывающие необходимость ребенка быть в постоянном движении… а вот подход к освещению в основном традиционный: фонарь на уличной площадке, направленный на игровой комплекс, люстра в комнате или встроенная светодиодная лента. Достаточно ли этого для комфорта ребенка?
В ходе эксперимента мы измеряли яркость и освещенность световых сцен, а детский психолог подсказывал, на какие поведенческие особенности юных участников стоит обратить внимание».
Практикум «Лаборатории света»
«Начинающим специалистам я бы рекомендовала начать с проверенных временем, но не устаревших книг о светодизайне: «Световая Архитектура» (Н.М. Гусев и ) и «Световой дизайн города» (Н.И. Щепетков). В первой книге звучит удивительная мысль, что именно природный свет диктовал зодчим древности форму архитектурных элементов и пластику фасадов. Свет как естественный, так и искусственный трактуется здесь как строительный материал, такой же, как и камень, бетон, стекло… Аргументы в формате исследований авторами большого количества архитектурных объектов весьма убедительны. Монография Н.И. Щепеткова — масштабный глубокий труд, начинающийся с основ светотехники и завершающийся вопросами световой урбанистики. Написан непростым для современного читателя научным языком, но, если вы его осилите, почерпнете массу полезной информации.
Также в свое время мне очень понравилась книга Light Perspectives, выпущенная ERCO. Здесь много качественного иллюстративного материала и рекомендаций по решению небольших, но очень конкретных задач: как осветить глянцевый объект, как зрительно сломать форму, как визуально увеличить или уменьшить расстояние до объекта средствами светодизайна и т.д. Интересны труды Ричарда Келли, предлагающие универсальную схему освещения, позволяющую создавать нестандартные концептуальные проекты».
Узнать больше о трендах освещениях городских пространств от лучших специалистов России и Европы можно будет на открытой образовательной площадке Interlight Design Academy, которая будет работать 10-13 сентября в рамках выставки Interlight Russia | Intelligent building Russia. Вход бесплатный, но организаторы просят регистрироваться заранее.
Свет в прихожей
В маленькой прихожей будет достаточно общего освещения с использованием одного светильника. В просторных прихожих и коридорах можно дополнительно использовать бра или точечные светильники, располагающиеся по периметру потолка. В последнее время от центральной люстры в коридоре все чаще отказываются в пользу встроенных светильников, расположенных по центральной линии потолка.
Если прихожая украшена картинами, панно, лепниной и другими предметами декора, потребуется местный свет, который поможет привлечь к ним внимание.
При организации освещения в прихожей нужно учитывать планировку. Если прихожая не отделена от основной части квартиры, и через нее нужно проходить по дороге из комнаты в кухню, светом здесь будут пользоваться чаще. Чтобы не нащупывать в темноте выключатель или не оставлять включенный свет на долгое время, имеет смысл в коридоре и прихожей использовать светильники с датчиками движения.
Интересный вариант для коридора – подсветка пола, которая станет стильным и удобным дополнением к основному освещению. Для нее могут использоваться как точечные светильники, так и светодиодные ленты и неоновые лампы.