Существует огромное количество возможностей по выбору освещения для предметной съемки. Можно начать с использования обычного солнечного света, но это не всегда подходит в реальных условиях, поэтому давайте рассмотрим использование источников искуственного освещения для съемки еды для фотостоков.
Как планировать освещение в интерьере?
Начнем с количества света в наших квартирах. В нормативных документах можно найти нормы освещенности жилых и рабочих помещений. Эта величина измеряется в люксах, а замер производится на расстоянии 85 см от пола. Для спален, гостиных, кухонь средняя освещенность должна быть не менее 150 Лк, в коридорах достаточно 50 Лк, в детских комнатах потребности выше – 200 Лк, а владельцам собственных кабинетов или библиотек понадобится не менее 300 люксов. В принципе, это немного. Для сравнения, в торговых залах супермаркета должно быть целых 500 Лк.
Количество и яркость светильников обязательно оговариваются при планировании интерьера. Но впоследствии, при ремонте квартир, жильцы предпочитают не заниматься расчетами, а просто подобрать и расположить освещение в соответствии со своими вкусами. Чтобы все сделать правильно, необходимо учесть, как будут сочетаться естественный свет из окон и искусственное освещение. Значение имеет и площадь окон, и форма комнаты, и высота потолков.
Типы источников света и их разновидность
ВАЖНО: обратите внимание на правило так называемого квадрата, где уменьшение мощность и влияния света зависит от расстояния от источника до модели. Если отодвинуть на 2 метра, то падение эффективности света увеличивается в 4 раза. В общем расстояние возводим во 2 степень.
Ну это собственно теория и определения. Если погружаться в данную тему, то там «черт ногу сломает». В первую очередь надо начать экспериментировать и потеснить свое оборудование.
СОВЕТ: я лишь хочу посоветовать то оборудования которое мне удалось лично купить и поделиться с вами впечатлениями о стоимости, эффективности и сэкономленных деньгах для работы на своими проектами в будущем. Если совет будет полезен, то я буду очень рад.
Преимущества светодиодного освещения
Светодиодный вариант предполагает ряд положительных моментов в дизайне помещения для хозяина квартиры или дома. Ведь правильное распределение света имеет немаловажное значение при оформлении любого интерьера.
С помощью светодиодного освещения можно визуально менять размеры и пропорции комнаты, увеличивая или уменьшая её пространство, выделять отдельные участки, подчеркивая контуры предметов и элементов декора. Из преимуществ данного типа освещения можно выделить следующее:
- Долгий срок непрерывной работы источников освещения позволяет эксплуатировать их в безремонтном режиме порядка 20 лет, что выгодно отличает светодиоды от ЛН (ламп накаливания) у которых этот ресурс в 30 раз меньше, а также от люминесцентных источников света, превышая эту характеристику в 15 раз;
- При работе светоизлучающего диода почти не выделяется тепло, которое может нагревать как облицовку потолка, так и воздух в помещении;
- Спектральный расклад светового потока не содержит УФИ и ИК лучей, а также ртутных компонентов;
- Мощность источников LED освещения при сравнении такого же показателя для другого типа ламп оказывается в 4 раза больше (по сравнению с ЛН) и в 10 раз больше чем у люминесцентных ламп, что составляет реальную экономию энергоресурсов;
- Возможность использования светоизлучающих диодов с различным индексом цветопередачи позволяет избегать раздражающего воздействия яркого света, подбирать гармоничные сочетания цветов в интерьере, создавать зоны релакса и комфорта;
- Наличие функции регулирования параметров освещения актуально при необходимости визуального изменения объема помещения, выделения конкретных мест пребывания и затенения зон, в которых не нужно такое количество освещения в моменты отсутствия там людей;
- Полупроводниковые источники освещения полностью исключают пульсации светового потока;
- Надежное защитное исполнение позволяет устанавливать диоды в запыленных помещениях и с повышенным влагосодержанием воздуха (душевые, ванны).
Немаловажно и то, что освещение потолка светодиодными лентами можно смонтировать у себя в квартире своими руками. Для этого вам понадобятся обычный набор инструмента и базовые знания об электричестве.
Светодиодная лента
Равноценной альтернативой традиционным светильникам и люстрам можно назвать светодиодную ленту, выполненную в виде эластичной двухсторонней планки. На одной ее стороне крепятся светодиоды и резисторы, на другую сторону нанесен клеящий слой.
Лента может быть однотонной или многоцветной. Разделена на равномерные сектора с обозначенными местами разреза и группой светоизлучающих источников на каждом участке. Светодиоды подсоединяются друг к другу последовательным соединением.
Устанавливается гирлянда легко. Нужно только правильно подойти к ее выбору, да не перепутать полярность при соединении фрагментов между собой и при подключении полосы непосредственно к блоку питания.
Основными критериями, влияющими на выбор, считаются цвет и яркость. Существуют общие моменты, на которые обращается внимание прежде, чем совершить покупку:
- Определиться с цветом ожидаемого освещения (однотонным или многоцветным);
- Учесть архитектурные особенности квартиры и расположение световых проемов, ориентацию по сторонам горизонта;
- Обеспечить установку бесперебойного источника питания и синхронизировать выходное напряжение (12В,24В, др.).
Мощность зависит от общего энергопотребления всех лент и учитывается обязательно при выборе источника питания. Следует предусмотреть ее запас, который регламентируется соответствующим коэффициентом.
Блок питания выбирают, произведя несложный расчет: находят произведение длины всех устанавливаемых полос на потребляемую мощность, а также на коэффициент запаса (k=1,25). Hассчитать, какую мощность, а значит, яркость света нужно получить с учетом глубины комнаты и высоты потолков. Так же следует взять во внимание агрессивность среды, в которой будет эксплуатироваться светодиодные источники.
Естественный свет в дизайне интерьеров
Инсоляция — это облучение поверхности солнечным светом. Это облучение очень важно для человека.
С точки зрения гигиены солнечные лучи дезинфицируют помещение. Также они очень благотворно влияют на здоровье человека: мобилизуют именную систему, влияют на выделение витамина D, регулируется биологические ритмы и многое другое.
По этим же причинам в строительных нормах прописано, что в квартиру обязательно должен попадать солнечный свет несколько часов в день.
Вас может также заинтересовать информация об экологичном дизайне интерьеров.
Как же лучше располагать помещения и зоны в зависимости от естественного света?
Ну, во-первых, естественный свет должен попадать в каждое помещение, где проводит время человек. По возможности даже в коридоры и санузлы. Плюс это еще и существенно экономит электроэнергию.
Что же делать, если необходимо сделать две комнаты, а окно одно? В этом вам поможет стеклянная перегородка. А чтобы сделать пространство приватным на нее вы можете повесить шторку.
Спальную комнату лучше располагать на юго-востоке, чтобы солнышко будило вас каждое утро и придавало заряд бодрости на целый день. Подумайте, как приятно просыпаться, нежась в солнечных лучах. Но помните, что летом оно может не дать вам выспаться, поэтому обязательно предусмотрите шторы с полным затемнением или жалюзи.
Рабочий стол, столик для make-up лучше располагать у окна в идеале слева (если вы правша) или перед окном, чтобы рука не давала тень, когда вы пишете или краситесь. Тоже самое с зоной для глажки.
Телевизор лучше не ставить напротив окна, потому что днем он будет давать блики. Если вы хотите сделать домашний кинотеатр, то необходимо предусмотреть полное затемнение в помещении.
Мойка у окна — отличный вариант, т.к. все хорошо видно и хозяйки намного интереснее мыть посуду, смотря в окно, но, к сожалению, в России это встретишь не часто, но стереотипы рушатся.
Если у человека слабое зрение, то, чем больше дневного освещения, тем ему лучше. Ему будет хорошо видно предметы, и зрение не будет портиться.
Также светлые стены лучше отражают свет, поэтому в северных странах так любят светлые тона. Более подробно как располагать помещения по сторонам света смотрите на картинке ниже.
Но необходимо помнить, что летом на солнечной стороне помещения могут превратиться в печь. Поэтому необходимо предусмотреть кондиционеры, жалюзи, тюль или шторы, чтобы не было перегрева.
Надеюсь, эта статья была вам полезна.
Алексей Иванов
архитектор-дизайнер и соруководитель мастерской
Виды светодиодных подсветок
Для оформления домашних интерьеров используются в основном дюралайты и светодиодные ленты. Дюралайты – полупрозрачные цветные или полностью прозрачные гибкие силиконовые шнуры, заполненные мелкими, в виде гирлянды светодиодными лампочками. Крепить их можно при помощи специальных прозрачных пластиковых скоб. Светодиодные ленты – плоские платы в виде полос, которые, чаще всего, продаются в катушках. Практически все светодиодные ленты на обратной стороне имеют клейкую основу, сделано это для удобства монтажа. Ленты бывают обычные и влагостойкие, они способны менять не только яркость, силу излучаемого света, но и оттенки.
Кроме лент и дюралайтов производители предлагают различные светодиодные приборы, панели и даже стеклоблоки, прозрачные и матовые, со светодиодной подсветкой. Подключить же LED-освещение вовсе не трудно – правда, вместе с лентой придётся купить и специальный блок питания (адаптер).
Вспышка или испульсная лампа
Вторым вариантом является использование вспышек или стобоскопических ламп. Такие источники излучают свет высокой мощности, но за короткий промежуток времени. Они мощные, компактные и мобильные. Минусом таких источников является то, что начинающим фотографам может быть довольно тяжело работать с ними, так как нельзя заранее увидеть, какой будет результат, который можно посмотреть только на готовой фотографии, после того как вспышка уже сработала. Если вы хотите хотя бы примерно оценить куда падает свет, у некоторых моделей стробоскопов имеется модельный свет (modeling light), который может дать какое-то представление, как будет освещен объект съемки. Источники с хорошим модельным светом могут стоить значительно дороже. Так же такие источники света не подходят для съемки видео роликов.
При выборе света, кроме типа источника, нужно еще обращать внимание на его цветовую температуру, которая измеряется в градусах Кельвина. Большинство источников искуственного освещения можно разделить на две большие категории: лампы дневного света имеют более холодный голубоватый оттенок и температуру в пределах 5000-5500 Кельвинов, и более теплые лампы накаливания, желтоватого оттенка с температурой около 3200 Кельвинов.
Освещение рабочей зоны на кухне
Известно, что ниши под навесными шкафами плохо освещены. А ведь именно под ними находится рабочая поверхность, варочная панель и мойка. Согласитесь, не очень комфортно мыть посуду и готовить пищу в темном углу. Поэтому, это место должно быть хорошо освещено. Зачастую, производители кухонных гарнитуров предлагают на выбор множество вариантов встроенной подсветки рабочей зоны: от бюджетной светодиодной ленты до футуристической подсветки стеклянного фартука. Монтаж светильников осуществляется на стадии сборки мебели.
Критерии выбора осветительных приборов
Хорошие условия для искусственного освещения создаются при комплексном учете трех критериев:
- комфорта;
- безопасности;
- эстетики.
Обеспечение комфорта
Техническими характеристиками светильников по этому показателю являются:
- цветовая температура;
- показатель дискомфорта;
- индекс цветопередачи.
Что такое цветовая температура
Этим показателем характеризуют интенсивность излучения волны света оптического диапазона, зависящую от ее частоты колебаний.
Измеряют в градусах Кельвина.
Показатель дискомфорта
С его помощью оценивают слепящее действие светильника, когда создается блескость, формирующая неприятное восприятие света из-за неравномерного распределения яркостей.
Для выравнивания блескости используют экраны, фильтры, рассеиватели или светильники с отраженным светом.
Индекс цветопередачи
Это показатель соответствия между уровнем восприятия цвета предметов при нормальном, естественном освещении и при использовании конкретного искусственного источника. Он характеризует степень отклонения цветов светильниками от обычного состояния.
Для солнечного спектра принят коэффициент цветопередачи Ra=100. Чем он ниже у светильника, тем больше происходит искажение цвета.
Критерии безопасности
По условиям воздействия на зрение человека они делятся на:
- коэффициент пульсаций;
- уровень освещенности, который мы уже рассмотрели выше.
Что такое коэффициент пульсаций
Рассмотрим на примере работы светодиода, который излучает свет только при соблюдении полярности подключенного напряжения.
Пульсации образуются за счет прохождения тока сменяющегося направления. Таким же эффектом обладают отдельные конструкции люминесцентных ламп.
Законодательство требует использовать в офисных помещениях светильники, создающие пульсации не более 10%. Для жилых помещений и рабочих мест с компьютерной техникой этот показатель жестче — до 5%.
Критерии эстетики
Они влияют на:
- оформление;
- распределение света.
Обычно этими вопросами занимаются дизайнеры и художники-осветители. Домашний мастер вполне может перенять их опыт и сделать расчет средств, посмотрев несколько выставленных в свободный доступ работ.
Паоло Дата Блин светодизайнер, креативный директор 997a
«Я считаю, что сегодня дизайнер должен быть восприимчивым к новым пространствам, звукам, образу жизни, контексту и к идеям в своей голове — идеям того, что он хочет показать. Я изучал архитектуру и дизайн, но я также изучал театр и искусство танца. Опыт работы сценографом и художником по свету в театре был для меня фундаментальным, потому что в театре свет — это архитектура, в которой живут актеры, и ты можешь создавать разные пространства и локации, просто используя свет.
Главное для светодизайнера — это техническая подготовка и художественное мироощущение.
Дизайн освещения для шоу Габриэля Вациса в Туринском театре
Если кратко описать роль освещения в архитектуре, в интерьере и на мероприятиях, опустив технические нюансы, то получится, что:– в архитектуре с помощью света мы пытаемся показать правильным образом концепцию здания,– в интерьере мы пытаемся найти с помощью света правильную атмосферу, исходя из функций помещения,– на мероприятиях мы рассказываем историю и пытаемся с помощью звука построить стены, создать объем.
Все это делается с целью вызвать эмоции у людей и сделать так, чтобы они получали удовольствие от этого места. Свет — это эмоция. Люди любят освещение, потому что оно связывает их с одним из первобытных страхов — темнотой. Когда мы проектируем освещение для здания, торгового центра или дома мы должны соединять функции и эмоции. Правильный баланс двух этих понятий — наша основная задача.
Сейчас в Европе существует тренд на бледное, неинтенсивное освещение исторических центров, это позволяет людям понять «исторический» уровень света в тот момент, когда города были построены. Мне кажется, в Турине (родной город Паоло — прим. ред.) очень внимательно относятся к городскому освещению: все важные здания города были освещены архитекторами, художниками, которые бережно отнеслись к историческому достоянию. Зимой, на Рождественские праздники, с 1998 года город приглашает множество художников (Ребекка Хорн, Даниэль Бурен, Марио Мерц, Миммо Палладино, Жилберто Зорио) для освещения центра Турина. И результат действительно впечатляет!».
Далеко не всегда понятно, как именно применять теорию «Human Centric Lighting» на практике. Особенно, если нету четко прописанных норм проектирования освещения.
Фотография: все, что ты хочешь знать о студийном свете
Только ты переступаешь порог фотостудии, и сразу в голове рождается вопрос “как с помощью всех этих осветительных приборов отснять классную картинку?”.
Как известно, практика – это хорошо, но, к сожалению, она – ничто без теории. В фотографии точно также: если хочешь научиться круто снимать, нужно сначала изучить азы.
В студийной съемке главное – это знать, каким же все-таки бывает свет, и уже располагая этими знаниями, учиться управлять его потоками.
Ну что, ты готов к новым знаниям?
1. Рисующий свет
Мироустройством заложен принцип, по которому всегда есть что-то основное/ведущее и что-то вспомогательное.
Так вот, если ты далеко не ас в студийной съемке, то получить достойный кадр без рисующего света у тебя вряд ли получится. В зависимости от того, какой портрет ты снимаешь, рисующий свет может быть жестким или мягким.
В каких случаях лучше использовать жесткий свет? Когда хочешь придать фотографии драматичности или эмоциональности, ну или же в случае, например, съемки мужского стильного портрета. Женщин редко снимают с жестким светом: у него есть свойство подчеркивать все недостатки.
Снимаешь обычный студийный портрет? Тогда твой выбор – это мягкий свет, который довольно-таки приятно ложится на лицо модели.
2. Заполняющий свет
Служит для заполнения теней, которые образуются при использовании рисующего света. Избежать их вряд ли удастся, поэтому в некоторых случаях с ними лучше бороться.
Что нам дает заполняющий свет? Во-первых, больше информации в тенях, следовательно и о модели в кадре тоже. Появляется еще один блик в глазах (это делает их значительно ярче и живее), блеск на волосах и так далее.
Что нужно использовать и как? Отражатель либо софтбокс ставится в зависимости от положения основного света. В основном, позиция его должна быть противоположна последнему, либо тому месту, где именно ты хочешь заполнить тени.
3. Фоновый свет
Служит для подсветки студийного фона.
Сделать это можно по-разному: осветить в некоторой степени весь фон или же его часть (к примеру, создать градиентное пятно). Если нравится первый вариант, то нужно установить источник света, направленный в сторону фона, разумеется.
Для выполнения этой задачи подойдут софтбоксы.
Если хочется поэкспериментировать с пятном на фоне, то в данном случае стоит использовать только направленный жесткий свет: источники света со специальными насадками по типу тубуса и шторок, что формируют световой поток.
4. Контровой свет
Служит для подсветки объекта съемки сзади с целью отделить его от фона. Подсвечивать можно любыми вспышками, в зависимости от того, какого результата ты хочешь добиться. Просто экспериментируй, и тогда все получится!
5. Моделирующий свет
Используется крайне редко фотографами, ну а если используется, то явно с определенной целью. Обычно, эта цель – подсветить что-то конкретное в кадре. При этом это может быть что угодно: одежда, волосы и даже предметы интерьера.
А еще, света много не бывает:)
Чем больше ты тренируешься и проводишь время в студии, тем лучше будут становиться твои навыки по его управлению. Снимай, снимай и еще раз снимай!
Превью: Depositphotos
Тебе будет интересно:
Фотография: когда снимать в RAW, а когда в JPEG?
Food съемка: секреты, правила и приятный бонус
Фотография: как научиться видеть свет
Подвесные светильники
В наше время человека довольно сложно выбрать из огромного ассортимента предлагаемых товаров то, что ему больше всего необходимо. Именно поэтому важно немного изучить некоторые виды светильников, а начнем с потолочных. Как правило, такого типа светильники применяются для освещения всего помещения.
Подвесные светильники, а в частности их свет, не только освещает целиком всю комнату, но и объединяет ее пространство, но если высота потолков у вас в квартире выше среднего, то вам будет недостаточно одного такого светильника, так как будет мало света для такого большого помещения. Безусловно, выбор осветительного прибора, в первую очередь, зависит от стиля самой комнаты. К примеру, для того чтобы осветить простой стол, за которым будет проходить обед, можно выбрать светильник с абажуром, который будет шире среднего размера. Но вот для зала больших размеров, где постоянно находится много людей, или проводятся праздники, замечательно подойдет люстра с несколькими рожками.
Как это ни странно, но при выборе подвесного светильника основным правилом является выбор высоты. Это необходимо для того, чтобы он равномерно распределял свет на все пространство комнаты, а также стал неотъемлемой частью в интерьере помещения. Но с другой стороны важно, чтобы светильник не висел очень низко, а люди не задевали его головой, ведь такого тоже можно встретить, если повесить люстру ниже, чем нужно.
Предварительно можно проконсультироваться с экспертом, ведь знающий человек может здорово помочь при выборе светильника, по крайней мере, если не по оформлению, то хотя бы по качеству. Интернет-магазины осветительной техники может предложить потребителям на много больший ассортимент, чем обычные магазины, ведь на складах в наличии всегда можно найти множество интересных рассмотрим базовые типы освещения.
Свет сверху
Это относится к ситуации, когда свет исходит прямо над вашим объектом, как в полдень.
Плюсы: эта установка освещения в стиле комнаты для допросов не будет льстить большинству лиц. Свет, идущий сверху, приведет к появлению глубоких теней на лице вашего объекта, делая лоб затенением глаз, а нос — тенью подбородка. Тем не менее, он может быть использован как способ создания очень драматического изображения.
Кинематографист, получивший премию «Оскар» Гордон Хью Уиллис, сделал новаторскую работу в фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» с комбинацией недоэкспонирования и размещения источника освещения над лицами актеров. Ему удалось поддержать мрачный и загадочный смысл этого фильма, поскольку зрители не могли видеть большинство глаз на протяжении всего фильма.
Минусы: Как уже упоминалось, при правильном использовании такая настройка освещения может привести к отличным и творческим результатам. В противном случае ваш субъект будет выглядеть так, как будто он или она ответит на некоторые сложные вопросы.
Освещение ванной
В ванной комнате небольшого размера можно использовать диодные лампы. Их яркости достаточно для негабаритных помещений. Необходимо предусмотреть дополнительный свет возле зеркала, т. к. в ванной мужчины бреются, а женщины ухаживают за лицом. Хорошим решением будет использование симметрично расположенных по бокам зеркала светильников.
В большой ванной лучше использовать точечный свет, при котором дополнительные светильники располагаются в самых нужных местах: над ванной, умывальником, возле шкафчика, зеркала.
Съемка мероприятий и событий
Окружающий свет — ваш лучший друг, когда дело доходит до съемки событий. Свадьбы и вечеринки как правило наполнены людьми. Однако часто места для светового оборудования на подобных мероприятиях нет, и фотографу часто приходится полагаться только на камеру и вспышку, чтобы запечатлеть эти события.
f / 2.8, ISO 3200, 1/100 мощность вспышки 1/32 Объектив 24-70 мм
Использование окружающего света является ключом к созданию атмосферы в зале и атмосферы самой вечеринки. Это означает, что фоновые огни, такие как гирлянды, настенные светильники и т. д. должны быть использованы при съемке.
f / 5,6, ISO 3200, выдержка 1/100 объектив 70 — 200 мм
Последнее, что захочет сделать опытный фотограф — это убить окружающий свет и атмосферу, используя вспышку, настроенную на большую мощность импульса для усиления и так слабого освещения, особенно в тех случаях, когда сухой лед используется для создания эффектов дыма и разноцветного освещения для атмосферы вечеринки.
Вы не хотите полностью уничтожать эту атмосферу лишь для того, чтобы осветить лица ваших объектов съемки.
f / 8, ISO 2000, 1/30, объектив 24-70 мм, внешняя вспышка вне камеры
Балансировка мощности вспышки и выдержки затвора является ключом к получению подобных изображений, а также к включению окружающего освещения в кадр.
f / 5,6, ISO 3200, 1/125-я, объектив 24-70 мм со вспышкой вне камеры
f / 5.6, ISO 2500, 1/60, объектив 70 — 200 мм со вспышкой вне камеры и со вспышкой на камере
Научиться правильно работать со светом вспышки и сочетать его с окружающим светом вам поможет обучающий курс Домашняя-мобильная фотостудия для новичка, ознакомиться с курсом можно кликнув по баннеру ниже.
Вы можете использовать окружающий свет на заднем плане для создания силуэтов.
f / 11, ISO 2000, 1/200, объектив 24-70 мм